15.07.2020
На повестке обсуждения – художественный фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979), повествующий о войне во Вьетнаме. В основе сюжета – повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1902).
Картина была удостоена премии «Оскар» за лучшую операторскую работу и лучший звук, а на Каннском фестивале получила «Золотую пальмовую ветвь».
В обсуждении киноленты приняли участи студенты ФППО и СГФ. Модератором дискуссии выступила А. М. Олешкова, преподаватель СГФ.
Был проведен подробный анализ главных и второстепенных персонажей фильма: какую роль они сыграли в сюжете, как менялись герои на протяжении киноленты, какие цели они преследовали и что с ними стало в конце. Параллельно в чате велось обсуждение персонажей с точки зрения теории архетипов.
На протяжении всего фильма прослеживается идея абсурда как центральная. «Убийцы посылают убийцу, чтобы он убил убийцу», «Мы учим молодых парней стрелять в людей, но их командиры никогда не позволят им написать нецензурное слово на самолете, потому что это неприлично» – наиболее запоминающиеся фразы киноленты, которые показывают противоречивость не только войны, но и мира в целом. Рассказчики раскрыли философский аспект фильма. Были использованы идеи Ф. Ницше, Ф. Шиллера, М. Фуко, Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра.
Важное место в фильме занимает музыка. Фрэнсис Коппола для передачи настроения и замысла своей картины использовал рок и классику. Симптоматично, что центральной темой стала композиция группы The Doors «The End».
Анализируя проблему морали фильма, докладчики указали на то, как режиссер удивительно точно передал разностороннюю человеческую натуру: как легко приблизиться к своей животной, биологической сущности, тем более, когда позволяют соответствующие условия – условия хаоса; но в то же время другим людям в таких же условиях удается сохранить свою человечность.
Алена Курамшина,
студентка 3 курса СГФ